Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Будущее телевидения начинается сегодня

Памяти Ю.А.Петровского посвящается

В.И.Хлебников,
директор дирекции сети вещания ВГТРК,
лауреат премии Правительства РФ

Эта статья является заключительной в цикле статей «Будущее телевидения начинается сегодня» (см. Install-Pro, 2005, N 4 и N 6), где сделана попытка дать ответ на вопросы, каким должно быть телевидение, его место и роль в современном обществе, какой должна быть, исходя из мировых задач, программная политика и с помощью каких инструментов программы должны доходить до населения. Автор хочет показать, что переход на цифровые технологии по сути решает не только технические, но и в значительной степени социальные, политические и культурологические задачи.

В.И Хлебников в 1961 – 1975 гг. работал в системе Министерства связи СССР, пройдя путь от рабочего на заводе до начальника технического отдела Технического центра междугородного и международного телерадиовещания. Участвовал в создании сети распространения программ Центрального телевидения на территории СССР, системы обмена программами в рамках «Интервидения», телесистемы по показу космических полетов (за освещение первого советско-американского полета «Аполлон – Союз» награжден орденом «Знак почета»).
1975 – 1991 гг. – заместитель начальника, затем начальник Главного научно-технического и производственного управления Гостелерадио СССР. Руководил переоснащением 145 телецентров в СССР, когда внедрялось цветное ТВ. При его участии в 1976 – 1981 гг. созданы система пятизонального вещания первой и второй программ ЦТ, которая фактически продолжает действовать и теперь, и Олимпийский телерадиокомплекс в Останкине. В 1989 – 1991 гг. руководил разработкой программной концепции развития отечественного ТВ и РВ на период до 2015 г. Отвечал за техническое обеспечение телепередач о встречах на высшем уровне. Руководил работой Технического совета Гостелерадио СССР.
В 1990-х гг. занимал ответственные посты в телекомпании «Останкино», Федеральной службе по телевидению и радиовещанию, ОАО ОРТ, ТВЦ. Был среди инициаторов и участников создания первых в стране негосударственных радиостанций «Ностальжи», «Радио-101», «Радио-Ретро», телеканала «2х2» и других коммерческих вещательных компаний. Является создателем первого российского телеканала для зарубежной аудитории – «Всемирный русский канал – ВРК».
С 1999 г. – директор дирекции распространения телерадиопрограмм Всероссийской гостелерадиокомпании. Руководит работой по развитию и оптимизации общенациональных и региональных вещательных сетей ВГТРК.
Заслуженный работник связи РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Все дальнейшее развитие телевидения в России неотделимо от перехода эфирного вещания на цифровые технологии. Задача перехода на «цифру» и абсолютного отказа от аналогового вещания в течение 10 – 15 лет может быть решена лишь при полной замене действующих сейчас аналоговых передатчиков (15 тыс. шт.) на цифровые, а также всего парка (90 млн шт.) телевизоров (или дополнения действующих телевизоров цифровыми приставками). Более грандиозного, объемного и дорогостоящего проекта отечественное (как и любое зарубежное) телевидение не знало ни при переходе на цвет, ни при развитии дециметрового вещания. Объем рынка телепродукции исчисляется несколькими десятками миллиардов долларов. И главную роль в выполнении этой задачи должна сыграть отечественная промышленность. В социальном плане это тысячи новых рабочих мест с одновременным решением экономических задач: налоги, выплата пенсий, жилищно-коммунальные инфраструктуры и т.д. Возрастает также научно-технический и технологический потенциал.
За последние годы отечественные производители передатчиков вышли на конкурентоспособный уровень. Они могут выпускать всю номенклатуру телевизионных передатчиков от 20 кВт до 1 Вт. Разработаны отечественные цифровые передатчики, телевизоры и цифровые приставки. Однако возможностей для перехода на «цифру» в течение 10 – 15 лет у отечественной промышленности недостаточно. В то же время массовая закупка передатчиков и сдача рынка цифровых телевизоров зарубежным производителям нарушили бы интересы страны, тысяч рабочих, инженеров, пенсионеров и отрицательно сказались бы на информационной безопасности России.
Выход один – создание новых предприятий. А это означает привлечение зарубежного капитала, использование передовых технологий, оснастки и современных комплектующих изделий. Недалек тот день, когда Россия станет членом ВТО. Отечественные предприятия, а возможно, и совместные, могли бы поставлять конкурентоспособные передатчики и телевизоры в другие страны, в первую очередь в СНГ, где ситуация с телевидением такая же, как и в России. Телевизионный рынок СНГ сопоставим с нашим рынком – десятки миллиардов долларов.
Опыт европейских стран показывает, что переход на цифру определялся решением парламента или правительства страны. При этом промежуток времени от принятия решения до планируемого отключения аналогового вещания в разных странах разный – от 16 до 5 лет.

Страна
Принятие закона
Регулярное вещание
Отключениие аналога
Великобритания
Июль 1996 г.
Ноябрь 1998 г.
2012 г.
Швеция
Май 1997 г.
Сентябрь 1999 г.
2008 г.
Испания
Октябрь 1998 г.
Май 2000 г.
2007 г.
Финляндия
Май 1996 г.
Октябрь 2002 г.
2007 г.
Германия
2002 г.
I кв. 2003 г.
2010 г.
Нидерланды
1999 г.
IV кв. 2003 г.
2005 г.
Италия
2001 г.
II кв. 2004 г.
2006 г.

Все страны в целях снижения расходов в преходный преиод стараются сократить время параллельного вещания отдельных программ в аналоговом и цифровом стандартах.
В каждой стране после принятия решения разрабатывалась программа с детальным планированием всех аспектов перехода на «цифру».
Для России переход на «цифру» и отключение эфирного аналогового вещания в 2015 г. вполне реально. С учетом европейского опыта можно принять дальнейшие концептуальные решения, которые должны детально прорабатываться при создании программы перехода на «цифру» в соответствии с решением Правительства России от 25.05.2004 г. N № 706-р «О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания».
Учитывая, что телевизионные передатчики установлены в 7 570 населенных пунктах и что превалирующая их доля имеет один или два телевизионных передатчика («Первый канал» и ТК «Россия»), необходимо на первом этапе разместить в этих пунктах по одному цифровому телевизионному передатчику с обязательным бесплатным пакетом телепрограмм, решив тем самым задачу увеличения числа транслируемых телепрограмм самым экономичным и быстрым путем.
В рамках разработки частотного плана для цифрового телевидения планируется повсеместно разместить шесть мультиплексов. Это означает, что если даже не увеличивать количество мест установки ТВ-станций, а ограничиться числом 7 570, то цифровых передатчиков разной мощности будет 49 420, а транслируемых программ станет не менее 30. Учитывая, что к концу прогнозируемого периода аналоговые передатчики будут отключены и значительная часть действующих частот останется за телевидением, количество мультиплексов увеличится в некоторых местах до 8 – 10, общее число цифровых передатчиков может вырасти до 60 тыс., а транслируемых в эфире программ – до 50. И это при использовании стандарта MPEG-2, а в случае применения более прогрессивного стандарта MPEG-4 число передаваемых программ еще удвоится.
Очень привлекательным станет мобильное телевидение. Его концепция должна быть гибкой и охватывать диапазон от портативных телевизоров в автомобилях до переносных приемных устройств и мобильных телефонов. В мобильных системах в Европейском стандарте DVB-H на специальные переносные приемные устройства может передаваться до 20 программ.
В системах сотовой связи 3G и 2,5G по технологиям GPRS и EDGE может передаваться пять программ. Эти системы способны успешно работать в интерактивном режиме.
Остро стоит вопрос специального контента для мобильных систем с учетом преимущественно молодежной аудитории, делового контингента, условий «просматривания» программ. Мобильные системы будут платные, именно в них станут востребованы системы условного доступа, универсальные платежные платформы, биллинг. В создании мобильных систем нет технических проблем, все они лежат в плоскости бизнеса.
Перевод отечественного телевидения на «цифровые рельсы» мне представляется возможным при соблюдении следующих условий:
– утвердив программу, Правительство сохраняет за собой посредническую и кураторскую функцию по внедрению DVB-T;
– при частотном планировании требуется предусмотреть создание 6-7 мультиплексов с покрытием многоканальным вещанием не менее 98,5% населения страны;
– изначально следует исходить из создания двух одночастотных сетей: одной в пределах каждой вещательной зоны для трансляции программ телевидения высокой четкости и одной в пределах субъекта федерации (там где это позволяет территория региона) для трансляции пакета обязательных программ;
– необходимо сформировать бесплатные пакеты социальных программ для обязательной трансляции в каждом субъекте Российской Федерации из следующих четырех федеральных телевизионных программ: «Первый канал», «Россия+ГТРК», «Культура», «Спорт». Емкость одного телевизионного канала надо использовать для передачи регионального телевизионного канала или четырех радиопрограмм: «Радио России+ГТРК», «Маяк», «Юность», «Культура». При этом решается проблема охвата населения государственными радиопрограммами без установки дополнительных радиовещательных передатчиков;
– предусмотреть формирование еще двух обязательных бесплатных пакетов из пяти телевизионных программ каждый. Состав пакетов может быть разным в разных регионах и определяться лицензионными органами;
– предусмотреть формирование еще одного-двух пакетов из пяти программ каждый на платной или смешанной основе (часть каналов платные, часть – бесплатные) по решению лицензионных органов;
– предусмотреть формирование одного пакета из 20 телевизионных программ на смешанной основе для работы в стандарте DVB-H;
– состав программ в обязательных бесплатных и смешанных пакетах определяется органом, выдающим лицензии на вещание. Этот же орган принимает решения о замене одной программы другой в случае нарушения условий лицензии, несостоятельности вещательной компании или по иной причине в соответствии с законом;
– предусмотреть выдачу операторской лицензии в строгом соответствии с перечнем программ в пакете, установленным органом лицензирования вещания. Право операторской деятельности по трансляции пакета определяется по результатам конкурса;
– принципиально изменить порядок регулирования в области телерадиовещания, упразднить совершенно неэффективную Федеральную конкурсную комиссию, исключить из сферы регулирования телерадиовещания тройную надстройку: Минкультуры, Роспечать, Росохранкультура, создав вместо них единый орган, например, по типу французского Высшего совета по аудиовизуальным услугам (CSA);
– помимо перечисленных условий необходимо принять сценарий и утвердить этапы внедрения цифрового телевидения, имея ввиду полный отказ от аналогового эфирного вещания в 2015 г.;
– прекратить выдачу лицензий на вещание и операторских лицензий в центрах субъектов Российской Федерации и в городах с населением 200 тыс. человек и более с 2006 г.;
– полностью прекратить выдачу лицензий на аналоговое эфирное вещание с 2008 г.;
– ввести с 2007 г. повышенную плату за операторскую лицензию на аналоговое эфирное вещание (плата за радиочастотный спектр);
– разработать и ввести поощрительные меры для вещателей и операторов за переход на цифровое вещание, особенно в населенных пунктах, имеющих возможность принимать малое (в сравнении с крупными городами) число аналоговых эфирных программ;
– предусмотреть оплату из федерального бюджета услуг связи за весь период одновременной параллельной работы аналогового и эфирного цифрового вещания государственных телерадиопрограмм;
– предусмотреть с 2007 г. сокращение производства и продажу телевизоров без цифрового блока поэтапно, начиная с телевизоров с наибольшим размером экрана. Прекратить полностью выпуск и продажу телевизоров без цифрового блока в 2010 г.;
– обеспечить производство и продажу телевизионных приставок, телевизоров с цифровыми блоками в зонах действия цифровых передатчиков скоординированно с вводом последних. Компаниям, эксплуатирующим системы кабельного телевидения и системы коллективного распределения программ, обеспечить прием с эфира программ в цифровом стандарте и доведение их до абонентов;
– предусмотреть субсидии для приобретения телевизионных абонентских приставок для льготных категорий населения;
– учитывая, что большая часть сельского населения имеет возможность смотреть одну-две ТВ-программы, и решая задачу обеспечения этой категории населения многопрограммным вещанием, предусмотреть в планах внедрения цифрового вещания в первую очередь установку цифровых передатчиков в сельских регионах, что позволит ликвидировать информационное неравенство жителей периферии и центра;
– ввести следующий критерий для отключения аналогового ТВ-вещания: если количество установленных телевизионных приставок или цифровых телевизоров достигает 90% в случае индивидуального приема домов (семей) и полное обеспечение передачи в кабельных системах и системах коллективного распределения программ, передаваемых в эфире в цифровом стандарте;
– ввести поощрительные меры для отечественных промышленных предприятий, организующих производство профессиональных и бытовых устройств для цифрового телевидения;
– в целях содействия, стимулирования и координации по переходу на цифровое вещание создать при Правительстве соответствующую постоянно действующую комиссию;
– предусмотреть проведение среди населения активной разъяснительной работы в СМИ о преимуществах цифрового вещания, а также рекламных кампаний в регионах внедрения цифрового вещания.

Обеспечение большинства пользователей цифровыми приемниками – главная проблема переключения и отключения аналога. Здесь есть большой спектр вопросов и решений. Платное телевидение (для части каналов) для массового российского зрителя – немаловажная проблема. Другая проблема – емкость цифрового эфира превысит число каналов в кабельных и распределительных сетях. Как кабельщики собираются действовать – задача техническая, финансовая и тарифная.
Массовые приемники и приставки должны быть дешевыми. Программы, транслируемые в аналоге при переходе на «цифру», должны оставаться бесплатными. В то же время надо обеспечить выбор дорогого оборудования с поддержкой дополнительных услуг. В любом случае для широкого распространения рынка цифрового телевидения необходимо отказаться от административного ограничения на коммерциализацию цифрового оборудования и услуг.
Требуется тщательно обдумать вопрос обеспечения цифровыми приемниками определенных слоев общества. Если просто объявить о бесплатной выдаче новых приемников, то люди, естественно, не станут их покупать, а это вообще подорвет идею перехода на «цифру». Нужны другие решения.
Необходимо широко информировать зрителей о переходе на «цифру» для продвижения сбыта приемников. Потребитель должен добровольно заранее спланировать покупку без насилия и лишений. Нужна четкая информация, в том числе в магазинах, о риске устаревания приемников и дате отключения аналога.
Требуется разработать график запрета на продажу аналоговых телевизоров. В то же время в выпускаемых аналоговых телевизорах должны быть установлены разъемы для подключения цифровых приставок, а для действующих аналоговых приемников разработаны варианты подключения приставок.
В цифровых приемниках следует продумать вопрос о предоставлении возможностей услуг лицам с ограниченной дееспособностью, таким как слабослышащие и слепые.
Конкуренция сетей и каналов в «цифре» будет стимулировать рынок – появление новых услуг, рост цены на оборудование. И нужно обеспечить разумный баланс между продвижением «цифры» на дешевых приемниках и созданием дополнительных услуг на дорогом оборудовании.
Именно услуги, а не технология, будут двигать цифровое телевидение вперед. Предложение привлекательных услуг – дело рынка с возможным политическим вмешательством. Контент в цифровых сетях не должен быть обременительным для зрителей или равняться требованиям и обязательствам аналогового контента. Для России, на мой взгляд, было бы правильно формировать сети с наложением на операторов обязательств по трансляции определенных каналов. Однако это может стать сдерживающим фактором в переходный период, так как зритель не будет заинтересован в приобретении цифрового приемника в этот момент, не получая никакой дополнительной услуги. Нужно найти некий баланс при формировании «принудительных» пакетов.
Цифровое телевидение приведет к образованию новых потребительских сегментов услуг, которых ранее не было: портативный и мобильный прием, интерактивные услуги, ТВЧ, информация в рамках электронного Правительства, информационные общественные сообщения (чрезвычайные происшествия, дороги и др.) и т.п. Эти услуги станут доминировать в будущем, но двигателем «цифры» будут в начале не они, а многоканальность.
Управление спектром плотно контролируется международными соглашениями и администрацией связи.
Распределение полос частот и частот в цифровом телевидении в Европейской зоне и на всей территории России будет принято на второй сессии конференции Международного союза электросвязи, которая состоится в июне 2006 г. Результаты конференции определят конкретные частоты, механизмы назначения, организационные приемы и временные графики, сценарии перехода на «цифру». Это громадный отдельный вопрос, работа ведется под руководством Мининформсвязи, и можно ожидать, что интересы российского рынка будут защищены. Назначение частот – это национальный вопрос, который должен сопровождаться модификацией правил, действующих при назначении аналоговых частот.
Внедрение рыночных механизмов, введение обязательных услуг (универсальный охват, многообразие услуг), плата за спектр с принципами понуждения к переходу на «цифру», аукционы, вторичная торговля, лицензирование пакета (мультиплекса) с механизмом замены канала в мультиплексе – вот только часть вопросов, требующих разработки. Каждый из них заслуживает подробного обсуждения. Позволю себе лишь одно замечание. Применение рыночных механизмов должно полностью соответствовать политическим целям вещания. Например, в конкурентной борьбе за право пользоваться спектром обязательства по определенным услугам будут предпочтительнее, чем более высокая плата за спектр.
Указанные меры требуют детальной проработки в рамках разрабатываемой по решению Правительства программы и могут уточняться по мере реализации программы.

Заключение
Значение телевидения в повседневной жизни огромно: половину своего свободного времени гражданин России проводит перед экраном. Телевидение является окном в мир, для большинства населения – основным источником информации. Оно служит также средством образования и развлечения. По сути, телевидение творит реальную среду обитания людей во всем его многообразии.
После периода относительно спокойного развития телевидения в настоящее время оно вступило в фазу революционного развития. Использование цифровых технологий изменяет традиционную концепцию телевидения. Эти изменения не ограничиваются отношениями технология / контент. Они затрагивают все грани существования общества. Телевидение вторгается в жизнь каждой семьи, каждого индивидуума. Функционирование телевидения усложняется и делает все более трудным его регулирование.
Монополия государства как в области создания техники вещания, так и в области программиро вания, производства и распространения в России ушла в прошлое. Расширение телевизионных услуг за счет частных компаний является позитивным, поскольку увеличивается возможность выбора для телезрителя.
Но коммерциализация телевидения привела к снижению с его стороны степени требовательности, гражданской и культурной ответственности. Необходим поиск равновесия между государственными и частными компаниями, между полноформатными и тематическими каналами при сохранении общего высокого уровня отечественного телевидения.
Изменяется и позиция зрителя – возрастает его воздействие на развитие и содержание телевидения. Насыщенность жилища различной телеаппаратурой вносит новые параметры в понятие «качество жизни». Просмотр программ становится все менее коллективным, рост числа и разнообразие программ ведут к ярко выраженной фрагментации рынка.
Свободная конкуренция на телевизионном рынке тем не менее должна сопровождаться определенной регламентацией со стороны государства, гарантирующей в том числе и выживание, и развитие национального телевизионного творчества.
В первую очередь должно прийти осознание, что телевидение в интересах общества не может развиваться без осмысления основных, глубинных, сущностных проблем бытия в целом или в отдельных его областях без адекватного философского осмысления. Реализация философских идей, идеологии телевидения в интересах общества возможна лишь при наличии одобренной государством программной политики, направленной на защиту государственности и интересов личности.
Уровень телевидения в России отстает от европейского по многим параметрам: числу программ, техническому качеству, правовому, экономическому.
На данном этапе мирового развития телевидения у России есть шанс преодолеть отставание без повторения всех этапов и зигзагов, которые прошел телевизионный мир за последние 15 – 20 лет.
Этот путь лежит через цифровые технологии. Благодаря именно новым технологиям с учетом национальной специфики можно выйти на современный телевизионный уровень в кратчайшие сроки.
Успех в решении грандиозной многоплановой задачи развития телевидения в стране на перспективу до 2015 г. возможен лишь в рамках четкой концепции, определяющей место каждого звена в сложной телевизионной системе и предусматривающей координацию и взаимодействие структур, включенных в реализацию задачи.

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru