EAW NT Series: Новая концепция компактной акустики
Владимир Мотвеев
В
мире специалистов-акустиков давно сложился стереотип, что компромиссы
или невозможны, или нежизнеспособны. Например, если вам нужна система,
способная воспроизводить сигнал с высоким уровнем давления, у нее не может
быть низких искажений. Или если вы проектируете систему с низким коэффициентом
искажений, то ее диаграмма направленности, скорее всего, непредсказуема.
Акустика для звукоусиления никогда не будет звучать подобно студийным
мониторам.
Все эти стереотипы сформировались не на пустом месте – они есть отражение
сложных, порой не решаемых десятилетиями, задач, стоящих перед конструкторами
акустических систем. Но время идет, и те преграды, которые не могли быть
преодолены вчера, успешно преодолеваются сегодня.
Основная проблема, существующая в акустике для звукоусиления, проистекает
непосредственно из назначения – необходимые высокий уровень звукового
давления и контролируемая диаграмма направленности обусловливают применение
рупоров, а в рупорах присутствуют искажения.
Конструирование рупоров и волноводов сравнимо с алхимией и магией. Эта
таинственная область не для всех – далеко немногие компании могут представить
конкурентоспособные разработки. Порой кажется, что все пути изведаны,
все методы опробованы, но талантливые разработчики всегда находят какое-либо
новое решение. Именно такому решению и посвящена данная статья.
О задаче
Компания
EAW имеет давнишние традиции в области разработки рупорных акустических
систем. Серия KF850 надолго стала промышленным стандартом для многих прокатных
компаний и самой заказываемой концертной акустической системой в мире.
Неудивительно, что очередной инновационный шаг в рупорной технике сделан
именно EAW.
Наиболее критичны к качеству воспроизведения портативные акустические
системы, область применения которых, как правило, сценический мониторинг,
основные системы в театрах, клубах, на корпоративных мероприятиях. Неслучайно
новая серия акустических систем EAW NT относится к этому классу.
Работа над ней продолжалась в течение трех лет, ведь задача, стоявшая
перед директором конструкторского отдела EAW Дэвидом Ганнесом, была глобальной
– не просто добиться компромисса между неизбежным применением рупоров
и высококачественным звучанием, но сделать так, чтобы новая серия стала
стандартом и образцом для подражания в своем классе.
Так какую же цель преследовал Ганнес? Для начала Дэйв воспользовался измерительным
комплексом EAW и, тщательно проанализировав искажения в рупорных кабинетах,
разделил их причины на три класса:
– отражения звука от устья рупора обратно к излучателю. Хоть и не столь
очевидная для неспециалистов причина, но проявляется она в многочисленных
пиках на спектрограмме в районе 1 – 10 кГц и специфическом рупорном призвуке,
столь нелюбимом звукорежиссерами;
–
проблемы в фазовыравнивающем звене (Phase Plug), которое устанавливается
в горловине рупора специально для формирования единого волнового фронта,
но зачастую случается, что прекрасная идея на бумаге на деле оказывается
катастрофой (за примерами далеко ходить не надо). Фронт волны распадается
из-за разницы в длине пробега в каналах фазового сочленителя, и результатом
такого процесса становится нечеткая диаграмма направленности и «размазанное»
звучание высоких частот (10 – 20 кГц);
– резонансы в диафрагме НЧ-громкоговорителя, время затухания которых может
составить до 8 мс (особенно это касается 15-дюймового громкоговорителя),

|
|