Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Полезные идеи акустики

Лоренцо Рицци

Начало см. Install-Pro, 2005, N№ 4, 5 (34, 35).

Сегодня мы рассмотрим очередные концепции акустики, полезные для вещательных, монтажных и звукозаписывающих студий, а также других комнат средних и малых размеров, где ведется работа с музыкой.
Использование этих идей поможет заметно улучшить качество мониторинга и производства, зачастую с незначительными расходами.

Что такое реверберация?
Каждый раз, когда звук достигает какой-либо поверхности, рождается новое отражение, которое начинает свое «путешествие» по помещению. Вскоре это отражение доходит до другой поверхности, образуя новое отражение. Таким образом, вся комната наполняется звуковыми волнами.
Простой приимер: никогда не доводите применение звукопоглощающих материалов до обсурдаПомня о том, что звук распространяется по воздуху с довольно высокой скоростью (343 м/с, или 1235 км/ч в стандартных атмосферных условиях), а комнаты, в которых мы живем, имеют размеры всего по несколько метров, нетрудно предположить, сколько отражений звука появится в помещении всего за несколько сотых секунды (представьте, что звук проходит расстояние 4 м за 11,6 мс). Сумма всех этих отраженных звуков называется реверберацией.
Этот феномен легко наблюдать, хлопнув в ладоши в пустой комнате, реверберация – отклик комнаты, звучащий сразу же после самого хлопка. Любопытно отметить звучание различных помещений: наиболее интересными для таких экспериментов будут коридоры, лестничные клетки, галереи, но иногда даже простая гостиная может удивить вас. Например, можно заметить, что мебель также оказывает влияние на характер комнаты: различные предметы обстановки всегда рассматриваются в проектах акустической коррекции, главная цель которой – взять реверберацию под контроль.

Хорошо ли полностью покрывать все поверхности комнаты звукопоглощающими материалами?
Многие считают, что только лишь с помощью традиционных звукопоглощающих материалов (как правило, полиуретановых или меламиновых поролонов, а также классических лотков для яиц) можно заставить комнату звучать хорошо.
К сожалению, это не так: все эти материалы работают лишь на средних и высоких частотах (от 500 Гц и выше), однако практически неэффективны на низких (от «фа» первой октавы вниз по клавиатуре пианино).
Это довольно распространенное явление – доводить использование этих материалов в репетиционных комнатах и студиях до абсурда, и, как правило, это больше вредит внутренней акустике помещения, чем помогает улучшить ее. В результате получается «мертвая» и «глухая» комната, что становится причиной возникновения неприятных ощущений у людей, находящихся в ней (а это очень опасная вещь для творческой деятельности артиста). Кроме этого, проблемы комнаты на низких частотах вовсе не решаются (появляется «бубнящее» помещение).
Чтобы улучшить акустику комнаты, надо изучить все ее характеристики и использовать особые материалы в необходимых местах, как учит нас теория акустики помещений.
Самый простой совет – это начать с покрытия звукопоглощающими материалами 50% поверхностей стен и потолка, а низкие частоты попытаться «укротить» с помощью цилиндрических ловушек, о которых мы поговорим в следующем номере журнала.

Какая комната в студии должна быть больше по размеру – контрольная или комната для записи?
Обычно предпочитают иметь большую комнату для записи и меньшую контрольную. Это позволяет сократить время реверберации (Т60, время, за которое звуковое давление понижается на 60 дБ внутри данной комнаты) в контрольной комнате по сравнению с помещением для записи.
Контрольная комната ни в коем случае не должна перекрывать акустический образ помещения для записи своим характером, иначе звукоинженеру будет сложно понять, что происходит в записывающей комнате (например, оценивать расположение инструментов и микрофонов, слышать мелкие детали треков как во времени, так и по частотам, и т.д.).
Один из практических аспектов такого решения – большие помещения для записи вмещают больше
музыкантов для быстрой «живой» записи и могут в случае необходимости превратиться в репетиционную базу.

Когда я одновременно записываю больше партий, у меня возникают проблемы при эквализации треков.
Звук, проникающий в «чужие» микрофоны, является одним из главных источников искажений, возникающих из-за добавления к прямому звуку его «копии», которая настолько близка к нему по времени (всего несколько миллисекунд), что ее невозможно редактировать. Именно поэтому профессиональные альбомы записываются отдельными сессиями.
Это не такая уж и редкая проблема, вспомните о радиопередачах с двумя или более ведущими, или случаи с рок-группами, пожелавшими изготовить быстрые и экономичные демо-записи.
Я опишу эту проблему некоторыми простыми положениями, глядя на нее с обычной точки зрения физической акустики.
В первую очередь необходимо использовать направленность микрофонов и их взаимное расположение в помещении, чтобы снизить проникновение в них «чужих» звуков (обычно применяемые кардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны наиболее чувствительны непосредственно перед их мембраной). Могут помочь мобильные перегородки: хотя результаты их применения восторга не вызывают, их можно использовать для более тихих источников. Если помещение довольно велико, большие расстояния также могут оказать положительное влияние: помните, что уровень звукового давления падает на 6 дБ каждый раз, как мы удваиваем расстояние от источника звука.
Если надо быстро сделать запись группы с электрическими гитарами, пригодится совет одного опытного звукоинженера – повернуть гитарные комбо к стене, обработанной звукопоглощающим материалом.

Играет ли в вышеописанной проблеме значимую роль акустический характер комнаты?
Маленькая контрольная комната в Порденоне (Италия)Безусловно. Искажения при записи увеличиваются из-за наличия твердых поверхностей (стекла, бетонных стен и т.д.) в непосредственной близости к микрофонам, создавая подобные проблемы даже с одним источником записи. Распределение в пространстве резонансов помещения может изменять производимый или передаваемый звуковой спектр на низких частотах.
Если акустическая коррекция комнаты недостаточно сбалансирована, может возникнуть множество проблем, даже если микрофоны находятся близко к источникам звука.
И опять же, не забывайте, что акустически необработанная контрольная комната также может стать источником проблем для звукоинженера. Если ее акустический характер слишком яркий, он затмит собой характер записывающей комнаты, который вам необходимо ощущать и распознавать в процессе мониторинга, оставив возможность делать это разве что наугад.
Это является основной причиной того, что контрольные комнаты обычно меньше по размеру и более тщательно обработаны акустически, чем помещения для записи.

Перевод Елены Прокопенко

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru