|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стереомикрофоны и микрофоны для систем Surround SoundИ.А. Алдошина Часть 2 Первая часть этой статьи (см. Install-Pro, 2005, N№ 4 (34) посвящена
микрофонам для стереосистем, а также «совмещенным» микрофонным системам
для Surround Sound, а вторая часть – анализу различных вариантов «разнесенных»
микрофонных систем для пространственной звукозаписи.
Исторически именно «разнесенные» микрофонные системы начали использоваться
на раннем этапе развития стереофонии (с 30-х гг. в лаборатории Bell Labs),
поскольку они обеспечивали достаточно точную передачу пространственных
признаков помещения, что давало возможность воспроизвести относительно
точную иллюзию первичного пространства. К числу наиболее известных «разнесенных»
стереосистем относятся АВ, DIN stereo, NOS stereo, ORTF stereo, Baffled
stereo, а также Decca Tree.
Из многолетних исследований Беранека видно, что наибольшую связь с ощущением «пространственного» распределения источника в помещении показывают результаты измерения коэффициента внутрислуховой кросс-корреляции сигнала, который равен КВСКК = , где pл(t) и pпр(t) – давление на левом и правом ушах. Этот коэффициент определяет степень разности звуковых сигналов на обоих ушах как по времени, так и по амплитуде. Чем менее подобны звуки на левом и правом ухе, тем меньше этот коэффициент и тем больше кажущееся расширение источника. В случае, если звуки одинаковы, коэффициент становится равным единице и кажущийся источник звука концентрируется в центре.
По поводу выбора параметров в центральных микрофонных системах, таких как характеристики направленности, расстояния между микрофонами, угол наклона и др., обеспечивающими создание оптимального мнимого образа, большой комплекс работ был проделан М. Вильямсом, а результаты были представлены им на последних конгрессах AES и в специально посвященной этим вопросам книге. Дизайн таких микрофонных комбинаций включает в себя следующие последовательные этапы: выбор желаемого угла охвата источника в пределах от + / - 90 0 до + / - 50 0 для передних микрофонов; определение желаемого баланса между передними и тыловыми микрофонными комбинациями (отсюда определение необходимых временных задержек между ними); установление угла охвата для тыловой комбинации микрофонов и расчет боковых сегментов охвата. В работах М. Вильямса были проанализированы сотни комбинаций микрофонов с различными характеристиками направленности и построены номограммы, позволяющие рассчитать необходимое расстояние между микрофонами в зависимости от заданного угла охвата источников при записи. Один из примеров расчета для кардиоидных микрофонов представлен в табл. 1 для передней группы микрофонов и табл. 2 – для тыловой группы.
Один из вариантов комбинации, соответствующей первой строке табл. 1 и первой строке табл. 2, приведен на рис.1. В последних работах, представленных на 118 конгрессе AES, М. Вильямс продемонстрировал результаты анализа возможных конфигураций микрофонов для пятиканальных систем, обеспечивающих зоны покрытия выше и ниже горизонтальной плоскости, что может быть обеспечено выбором соответствующего сдвига микрофонов относительно друг друга не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Следующим примером «главной» микрофонной системы, выполненной в соответствии с рекомендациями М. Вильямса, является пятимикрофонная система INA-5 (рис. 2), собранная из кардиоидных микрофонов, которые могут двигаться, поворачиваться и их диаграммы направленности могут варьироваться. Промышленная реализация такой системы показана на рис. 3, а возможные варианты расстановки микрофонов – в табл. 3.
Вторая группа микрофонных пятиканальных систем предполагает использование трех передних микрофонов для создания точного мнимого фронтального образа, а задних микрофонов – только для схватывания «окружающего» пространства. Обычно для этого применяется известная комбинация трехканальных передних микрофонов, используемых в стереофонии, и к ней добавляются два микрофона с различным расположением в пространстве, обеспечивающих декоррелированную запись реверберации в помещении. Примером может служить система Fukada Tree (рис. 4), где в качестве передней используется конфигурация типа Decca Tree (о которой было рассказано в предыдущей статье), только ненаправленные микрофоны заменяются на кардиоидные с целью уменьшения количества реверберирующего звука, схватываемого передними микрофонами. Иногда добавляются два ненаправленных микрофона LL и RR с целью увеличения ширины охвата оркестра. В качестве задних микрофонов используются также кардиоидные и располагаются на «критическом» для данного помещения расстоянии . «Критическим» называется расстояние, на котором величины прямой и отраженной энергии равны друг другу. Величина критического расстояния зависит от времени реверберации (Т, с) и объема зала (V, м 3 ): rкр = 0,057 . Например, в лучших концертных залах мира, таких как Musikvereinssaal
в Вене, оно равно 4,6 м, театре Национальной оперы в Париже – 5,4 м, Карнеги
Холл в Нью-Йорке – 6,8 м, Альберт Холл в Лондоне – 10,6 м и т.д.
Японская радиовещательная корпорация NHK предложила другую микрофонную конфигурацию для записи Surround Sound (иногда ее называют системой Hamasaki), показанную на рис. 5: два кардиоидных микрофона размещены на расстоянии 30 см друг от друга и разделены экраном (типа диска Jecklin’a, о котором было рассказано в предыдущей статье). Центральный микрофон также с кардиоидной характеристикой направленности расположен немного спереди. Два боковых ненаправленных микрофона находятся на расстоянии 3 м друг от друга. Они фильтруются на частоте 250 Гц и подмешиваются к левому и правому центральным микрофонам, для улучшения пространственного воспроизведения низких частот. Микрофоны левый LS и правый RS расположены на расстоянии 2 – 3 м от центральных микрофонов и на расстоянии 3 м друг от друга.
Немецким институтом IRT была предложена новая система микрофонов (затем реализованная фирмой Schoeps как конфигурация OCT-Optimum Cardioid Triangle), представляющая собой конструкцию (рис. 6), в которой предлагается использовать центральный кардиоидный микрофон и два боковых суперкардиоидных микрофона, дополненных ненаправленными микрофонами, сигнал которых фильтруется на частоте 100 Гц и подмешивается к левому и правому каналам, кроме того, сигнал центрального микрофона также фильтруется ФВЧ на частоте среза 100 Гц. Поскольку суперкардиоида более направленная характеристика, чем кардиоида, и имеет наибольшее отношение прямой /отраженный звук, такая конфигурация обеспечивает наилучшее разделение между каналами.
Кроме вышеперечисленных разнесенных микрофонных систем для записи, в Surround Sound применяются сдвоенные системы типа MS: боковые центральные каналы формируются с помощью сложения или вычитания сигналов от двух микрофонов М (ненаправленный или кардиоидный микрофон) и S (с характеристикой направленности типа восьмерка), центральный канал обеспечивается сигналами от микрофона М. В некоторых системах используется дополнительный пятый микрофон специально для центрального канала. Задняя пара микрофонов MS должна располагаться на расстоянии больше критического, и сигнал на нее должен подаваться с задержкой 10 – 30 мс.
На 118 конгрессе AES специалистами из английского Университета Surrey были представлены результаты сравнительного анализа перечисленных выше микрофонных систем с точки зрения технического обеспечения записей и их субъективной оценки. Для анализа были выбраны четыре комбинации передних микрофонов и две тыловые, используемые в указанных выше системах. В качестве передних применялись комбинации трех микрофонов типа INA, Fukada Tree, OCT, NHK (Hamasaki), в качестве тыловых – четыре микрофона системы NHK или просто две разнесенные кардиоиды. Запись производилась в большой акустической студии размером 17 х 14,5 х 6,5 м (передняя центральная группа микрофонов устанавливалась на расстоянии 7 м от источника звука, тыловая – на расстоянии 14 м).Запись выполнялась как отдельных инструментов (рояля, скрипки, тромбона, клавесина и др.),так и различных ансамблей и голоса. Пример установки микрофонов при записи клавесина показан на рис. 9. Полученные записи проходили субъективную экспертизу, обобщенные результаты экспертиз приведены на рис. 10.
Второе место заняла конфигурация INA, у нее несколько хуже локализация, но зато она обеспечивает «открытость» звука и приятный тембр, может быть рекомендована для записи сольных инструментов. Конфигурация OCT обеспечивала хорошую локализацию, но источники казались слишком узкими. Возможно, она лучше подошла бы для записи больших ансамблей и оркестра при близком расположении. Сравнение тыловых комбинаций микрофонов дает несомненные преимущества для комбинации из четырех микрофонов NHK (Hamasaki), поскольку она обеспечивает наилучшее ощущение пространственности, создает более стабильный звуковой образ, более когерентное смешивание с передними микрофонами. Эксперименты эти предполагается продолжить для оценки влияния различных типов микрофонов, для более широкого класса источников и более широкого сочетания различных комбинаций микрофонов.
Необходимо отметить, что не только выбор конфигурации микрофонов для записи в технике Surround Sound представляет трудности, но и отработка технологии многоканального панорамирования. Законы панорамирования, отработанные для стереосистем, т.е. при воспроизведении через два громкоговорителя, здесь оказываются не удачными, так как звук от тыловых громкоговорителей значительно изменяется по спектру за счет дифракции на ушных раковинах. Один из вариантов выбора коэффициента усиления для пятиканальной комбинации микрофонов и громкоговорителей, в которой передние громкоговорители расположены под углом + / - 30 0 относительно центрального, а задние – под углом + / - 110 0, показан на рис.11.
![]() |
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|