Install-Pro Magazine


Читаем свежий номер Install Pro

Читаем свежий номер Install Pro










СВЕЖИЙ НОМЕР



АРХИВ НОМЕРОВ







НОВОСТИ



ВЫСТАВКИ



ПРОЕКТЫ



СЕМИНАР



ОБОРУДОВАНИЕ







НАШИ КООРДИНАТЫ



ПОДПИСКА







Наш адрес электронной почты



Журнал о профессиональной шоу-технике
Шоу-Мастер



Световое оборудование для дискотек



Rambler's Top100
Rambler's Top100





Стереомикрофоны и микрофоны для систем Surround Sound

И.А. Алдошина

Часть 2

Первая часть этой статьи (см. Install-Pro, 2005, N№ 4 (34) посвящена микрофонам для стереосистем, а также «совмещенным» микрофонным системам для Surround Sound, а вторая часть – анализу различных вариантов «разнесенных» микрофонных систем для пространственной звукозаписи.

Алдошина Ирина Аркадьевна – профессор кафедры Мультимедиа С-ПбГУП, доктор технических наук, председатель С-Пб секции AES, почетный член международного общества AES, член Координационного Совета по акустике РАН. Автор более двухсот научных трудов(монографий, учебных пособий, статей и др.). Имеет большой опыт педагогической и научной работы, на протяжении многих лет была зам. директора по науке и руководителем разработок электроакустической аппаратуры в ИРПА им. А.С.Попова (Институт радиоприема и акустики).

Исторически именно «разнесенные» микрофонные системы начали использоваться на раннем этапе развития стереофонии (с 30-х гг. в лаборатории Bell Labs), поскольку они обеспечивали достаточно точную передачу пространственных признаков помещения, что давало возможность воспроизвести относительно точную иллюзию первичного пространства. К числу наиболее известных «разнесенных» стереосистем относятся АВ, DIN stereo, NOS stereo, ORTF stereo, Baffled stereo, а также Decca Tree.
«Разнесенная» микрофонная техника также широко используется для записи в Surround Sound, особенно когда речь идет о записях классической музыки, наряду с «совмещенными» микрофонами типа Sound Field и др.
Все многообразие «разнесенных» микрофонных конфигураций, применяемых в системах Surround Sound, можно условно разделить на две большие группы (как было предложено в книге известного акустика F.Rumsey «Пространственный звук»): пятиканальные системы «главных микрофонов» и системы с разделением фронтальных и задних микрофонов.

Рис.1. Пятиканальная конфигурация центральных микрофонов
в соответствии с таблицей М. Вильямса

Первый тип систем обычно включает в себя пять близко расположенных микрофонов, каждый из которых снимает сигнал для левого, правого, центрального и двух тыловых громкоговорителей. Такая система обеспечивает создание мнимых источников во вторичном помещении, распределенных в горизонтальной плоскости под углом 360 0, формируя при этом удовлетворительное пространственное впечатление. Однако использование такой «главной» микрофонной конфигурации вызывает определенные проблемы в воссоздании чувства «пространственности» из-за малых расстояний между отдельными микрофонами, соответственно малых различий в структуре звукового сигнала (малой декорреляции между ними). Поэтому в практике звукорежиссуры (особенно европейской) такая «главная» конфигурация дополняется микрофонами для отдельных инструментов.
Из многолетних исследований Беранека видно, что наибольшую связь с ощущением «пространственного» распределения источника в помещении показывают результаты измерения коэффициента внутрислуховой кросс-корреляции сигнала, который равен КВСКК = , где pл(t) и pпр(t) – давление на левом и правом ушах. Этот коэффициент определяет степень разности звуковых сигналов на обоих ушах как по времени, так и по амплитуде. Чем менее подобны звуки на левом и правом ухе, тем меньше этот коэффициент и тем больше кажущееся расширение источника. В случае, если звуки одинаковы, коэффициент становится равным единице и кажущийся источник звука концентрируется в центре.

Рис.2. Микрофонная система типа INA-5

Измерения, выполненные в различных залах с помощью прибора «искусственная голова» на 20 позициях при разных положениях источников звука, показали, что значения этого коэффициента для лучших по качеству звучания залов мира КВСККр3 оказались в пределах 0,3 – 0,6. Если при записи микрофоны находятся на слишком близком расстоянии друг от друга, то различия между сигналами в разных каналах будут малыми и соответственно коэффициент корреляции будет больше 0.6, т.е. будет мала декорреляция между сигналами.
По поводу выбора параметров в центральных микрофонных системах, таких как характеристики направленности, расстояния между микрофонами, угол наклона и др., обеспечивающими создание оптимального мнимого образа, большой комплекс работ был проделан М. Вильямсом, а результаты были представлены им на последних конгрессах AES и в специально посвященной этим вопросам книге.
Дизайн таких микрофонных комбинаций включает
в себя следующие последовательные этапы: выбор желаемого угла охвата источника в пределах от + / - 90 0 до + / - 50 0 для передних микрофонов; определение желаемого баланса между передними и тыловыми микрофонными комбинациями (отсюда определение необходимых временных задержек между ними); установление угла охвата для тыловой комбинации микрофонов и расчет боковых сегментов охвата.
В работах М. Вильямса были проанализированы сотни комбинаций микрофонов с различными характеристиками направленности и построены номограммы, позволяющие рассчитать необходимое расстояние между микрофонами в зависимости от заданного угла охвата источников при записи.
Один из примеров расчета для кардиоидных микрофонов представлен в табл. 1 для передней группы микрофонов и табл. 2 – для тыловой группы.

Рис.3. Микрофонная система звукозаписи Atmos 5.1

Пользуясь этими таблицами, можно составить различные варианты из передних и тыловых групп микрофонов.
Один из вариантов комбинации, соответствующей первой строке табл. 1 и первой строке табл. 2, приведен на рис.1.
В последних работах, представленных на 118 конгрессе AES, М. Вильямс продемонстрировал результаты анализа возможных конфигураций микрофонов для пятиканальных систем, обеспечивающих зоны покрытия выше и ниже горизонтальной плоскости, что может быть обеспечено выбором соответствующего сдвига микрофонов относительно друг друга не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.
Следующим примером «главной» микрофонной системы, выполненной в соответствии с рекомендациями М. Вильямса, является пятимикрофонная система INA-5 (рис. 2), собранная из кардиоидных микрофонов, которые могут двигаться, поворачиваться и их диаграммы направленности могут варьироваться. Промышленная реализация такой системы показана на рис. 3, а возможные варианты расстановки микрофонов – в табл. 3.

Рис.4. Микрофонная система Fukada Tree

Эти данные относятся только к передним микрофонам, задние должны быть расположены под углом, равным углу охвата источников.
Вторая группа микрофонных пятиканальных систем предполагает использование трех передних микрофонов для создания точного мнимого фронтального образа, а задних микрофонов – только для схватывания «окружающего» пространства. Обычно для этого применяется известная комбинация трехканальных передних микрофонов, используемых в стереофонии, и к ней добавляются два микрофона с различным расположением в пространстве, обеспечивающих декоррелированную запись реверберации в помещении.
Примером может служить система Fukada Tree (рис. 4), где в качестве передней используется конфигурация типа Decca Tree (о которой было рассказано в предыдущей статье), только ненаправленные микрофоны заменяются на кардиоидные с целью уменьшения количества реверберирующего звука, схватываемого передними микрофонами. Иногда добавляются два ненаправленных микрофона LL и RR с целью увеличения ширины охвата оркестра. В качестве задних микрофонов используются также кардиоидные и располагаются на «критическом» для данного помещения расстоянии .
«Критическим» называется расстояние, на котором величины прямой и отраженной энергии равны друг другу. Величина критического расстояния зависит от времени реверберации (Т, с) и объема зала (V, м 3 ):

rкр = 0,057 .

Например, в лучших концертных залах мира, таких как Musikvereinssaal в Вене, оно равно 4,6 м, театре Национальной оперы в Париже – 5,4 м, Карнеги Холл в Нью-Йорке – 6,8 м, Альберт Холл в Лондоне – 10,6 м и т.д.

Рис.5. Микрофонная система типа Hamasaki (NHK)

Расстояние между этими микрофонами может варьироваться в зависимости от ситуации. Выбор расстояния обеспечивает нужную декорреляцию между сигналами, что позволяет создать необходимое ощущение пространственности. Существуют варианты такой системы (например, используемые датской звукозаписывающей фирмой Polyhymnia Int.), где применяются только ненаправленные микрофоны, что, по мнению фирмы, улучшает общий пространственный эффект.
Японская радиовещательная корпорация NHK предложила другую микрофонную конфигурацию для записи Surround Sound (иногда ее называют системой Hamasaki), показанную на рис. 5: два кардиоидных микрофона размещены на расстоянии 30 см друг от друга и разделены экраном (типа диска Jecklin’a, о котором было рассказано в предыдущей статье). Центральный микрофон также с кардиоидной характеристикой направленности расположен немного спереди. Два боковых ненаправленных микрофона находятся на расстоянии 3 м друг от друга. Они фильтруются на частоте 250 Гц и подмешиваются к левому и правому центральным микрофонам, для улучшения пространственного воспроизведения низких частот. Микрофоны левый LS и правый RS расположены на расстоянии 2 – 3 м от центральных микрофонов и на расстоянии 3 м друг от друга.

Рис.6. Трехканальная передняя система микрофонов OCT

Эта центральная конфигурация дополнена специальной комбинацией из четырех микрофонов с характеристикой направленности в форме восьмерки на расстоянии 1 м друг от друга, которая устанавливается с целью передачи общего пространственного ощущения зала достаточно высоко в глубине помещения, где происходит запись.
Немецким институтом IRT была предложена новая система микрофонов (затем реализованная фирмой Schoeps как конфигурация OCT-Optimum Cardioid Triangle), представляющая собой конструкцию (рис. 6), в которой предлагается использовать центральный кардиоидный микрофон и два боковых суперкардиоидных микрофона, дополненных ненаправленными микрофонами, сигнал которых фильтруется на частоте 100 Гц и подмешивается к левому и правому каналам, кроме того, сигнал центрального микрофона также фильтруется ФВЧ на частоте среза 100 Гц. Поскольку суперкардиоида более направленная характеристика, чем кардиоида, и имеет наибольшее отношение прямой /отраженный звук, такая конфигурация обеспечивает наилучшее разделение между каналами.

Рис.7. Тыловая комбинация микрофонов IRT Cross

Для схватывания окружающего пространства была предложена комбинация из четырех кардиоидных (или ненаправленных) микрофонов (рис. 7), расстояние между которыми выбирается в зависимости от желаемой степени корреляции между каналами. Такая комбинация получила название IRT Cross.
Кроме вышеперечисленных разнесенных микрофонных систем для записи, в Surround Sound применяются сдвоенные системы типа MS: боковые центральные каналы формируются с помощью сложения или вычитания сигналов от двух микрофонов М (ненаправленный или кардиоидный микрофон) и S (с характеристикой направленности типа восьмерка), центральный канал обеспечивается сигналами от микрофона М. В некоторых системах используется дополнительный пятый микрофон специально для центрального канала. Задняя пара микрофонов MS должна располагаться на расстоянии больше критического, и сигнал на нее должен подаваться с задержкой 10 – 30 мс.

Рис.8. Псевдобинауральная техника

Интересная конфигурация была предложена фирмой Telarc, где используются «искусственная голова» Neumann (рис. 8) и две пары MS микрофонов, включенных между каналами левым центральным и тыловым L и LS, а также правым центральным и тыловым R и RS. Получается некоторая смесь бинауральной стереофонии и стереофонии Surround Sound,что позволяет создать достаточно любопытные пространственные эффекты.
На 118 конгрессе AES специалистами из английского Университета Surrey были представлены результаты сравнительного анализа перечисленных выше микрофонных систем с точки зрения технического обеспечения записей и их субъективной оценки.
Для анализа были выбраны четыре комбинации передних микрофонов и две тыловые, используемые в указанных выше системах. В качестве передних применялись комбинации трех микрофонов типа INA, Fukada Tree, OCT, NHK (Hamasaki), в качестве тыловых – четыре микрофона системы NHK или просто две разнесенные кардиоиды.
Запись производилась в большой акустической студии размером 17 х 14,5 х 6,5 м (передняя центральная группа микрофонов устанавливалась на расстоянии 7 м от источника звука, тыловая – на расстоянии 14 м).Запись выполнялась как отдельных инструментов (рояля, скрипки, тромбона, клавесина и др.),так и различных ансамблей и голоса. Пример установки микрофонов при записи клавесина показан на рис. 9. Полученные записи проходили субъективную экспертизу, обобщенные результаты экспертиз приведены на рис. 10.

Рис.9. Установка микрофонов в студии

Как видно из этих данных, наибольшее предпочтение для передней группы микрофонов получила комбинация Fukada Tree. Эта техника обеспечивала хорошее пространственное впечатление (вероятно, за счет большей разнесенности микрофонов), уверенную локализацию по глубине, хороший тембральный баланс.
Второе место заняла конфигурация INA, у нее несколько хуже локализация, но зато она обеспечивает «открытость» звука и приятный тембр, может быть рекомендована для записи сольных инструментов. Конфигурация OCT обеспечивала хорошую локализацию, но источники казались слишком узкими. Возможно, она лучше подошла бы для записи больших ансамблей и оркестра при близком расположении.
Сравнение тыловых комбинаций микрофонов дает несомненные преимущества для комбинации из четырех микрофонов NHK (Hamasaki), поскольку она обеспечивает наилучшее ощущение пространственности, создает более стабильный звуковой образ, более когерентное смешивание с передними микрофонами. Эксперименты эти предполагается продолжить для оценки влияния различных типов микрофонов, для более широкого класса источников и более широкого сочетания различных комбинаций микрофонов.

Рис.10. Сравнительная субъективная оценка различных микрофонных систем

Однако уже сейчас очевидно, что предложенные комбинации «разнесенных» микрофонных систем могут уверенно использоваться в технике звукозаписи для систем Surround Sound типа 5.1 и др. Поиски различных комбинаций микрофонов продолжаются, не исключено, что по мере накопления опыта работы могут быть предложены и другие варианты таких систем.
Необходимо отметить, что не только выбор конфигурации микрофонов для записи в технике Surround Sound представляет трудности, но и отработка технологии многоканального панорамирования. Законы панорамирования, отработанные для стереосистем, т.е. при воспроизведении через два громкоговорителя, здесь оказываются не удачными, так как звук от тыловых громкоговорителей значительно изменяется по спектру за счет дифракции на ушных раковинах. Один из вариантов выбора коэффициента усиления для пятиканальной комбинации микрофонов и громкоговорителей, в которой передние громкоговорители расположены под углом + / - 30 0 относительно центрального, а задние – под углом + / - 110 0, показан на рис.11.

Рис.11. Баланс между громкоговорителями в пятиканальной системе

В настоящее время проводятся интенсивные исследования законов панорамирования, основанных на различных психоакустических принципах, однако эту технологию еще нельзя считать окончательно отработанной.

 

Наверх

Адрес редакции: 123459, Москва, а/я №7 Тел.: (495) 250-0207 Факс: (495) 978-7362
Copyrignt Install Pro 1999-2006
Поддержка сайта web@install-pro.ru
mrmidi.ru